О, фортепиано!

Первые фортепиано были по звучанию мало похожи на великолепные инструменты, что сейчас видим в концертных залах. А механизм, служащий для ударов по струнам, раньше был несовершенным. Вначале фортепиано даже не соревновалось с признанным клавесином. На протяжение XVIII века многие композиторы все еще продолжали писать свою музыку для клавесина. А новый инструмент тем временем улучшался. Усложнялось и его устройство, а также изменялось расположение его струн.

У фортепиано молоточки при нажатии клавиш ударяют по струнам с одинаковой длиной и толщиной. Со временем появилась и педаль, которая чуть сдвигает в сторону молоточки так, чтоб они ударяли не по 3 струнам, но по 2 или 1, зависимо от желания исполнителя, что меняет тембр и силу звука.

Когда нажимаете клавишу, то молоточек и ударяет по струнам. От струн отскакивает подушечка-глушитель (или демпфер). Струны дрожат от удара, то есть вибрируют, возникает звук. А если б глушитель не отходил от струны, звук был глухим и коротким. Если б глушителя вовсе не было, струны тогда колебались бы дольше, чем необходимо, вместо музыки слышен был бы сплошной гул. Потому глушитель – важная деталь этого инструмента.

Стоит отпустить клавишу, и звук прекратится. Однако не потому, что молоточек уже вернулся на место: он сам отскочил от струны еще раньше, чтоб не мешать колебаниям струне. А теперь вернулся на место глушитель. Он прижался плотно к струне, заглушил звук. Вторая педаль, то есть правая, появилась у фортепиано позже, она стала глушители отводить от струн. И нажимая ее, можно отпускать клавиши, а звук будет тянуться долго, пока сам не угаснет, педаль не позволит глушителю вернуться на место. Это позволило ввести в музыку иные краски, интересные эффекты.