Фортепьяно "Бартоломео Кристофори"

Бартоломео Кристофори ди Франческо клавесинист из Италии в 1709 году стал отцом фортепиано. На это его натолкнула мысль о создании инструмента с тонким и нежным звучанием, но большим динамическим диапазоном. Он стал извлекать звуки из клавесина путем битья по струнам маленькими молоточками. Было создано четыре подобных инструмента, а в 1726 году инструмент стал похож на современное фортепиано.

В устройство фортепиано входили клавиши, войлочный молоточек и специальный возвращатель, а педали и демпфера отсутствовали. При нажатии на клавишу молоточек ударял по струне, вызывая вибрацию, в корне отличающуюся от вибрации струн клавесина и клавикорда. Возвращатель, не заглушая вибрации, возвращал молоточек в исходное положение. Позже была изобретена двойная репетиция, позволившая исполнять быстро повторяющиеся трели и ноты.

Владеть таким инструментом желали многие музыканты, ценившие динамический диапазон и способность резонировать. Стальная рама, изобретенная в XIX в., вместе с деревянным корпусом позволили достичь звучания близкого к колокольному звону. Фортепиано мог не только издавать тихие и громкие звуки, но и внезапно или постепенно менять динамику. Людовик Густини в 1732 г. написал первую пьесу для фортепиано, в которой возле нот указал играть их громче или тише.

Популярность фортепиано приобрело во времена классицизма, когда появился новый музыкальный жанр – сонаты. Его стали применять не только для домашнего музицирования, но и для концертного исполнения. Фортепиано становится сольным инструментом и занимает в концертных залах центральное место.

Во времена романтизма стали писать произведения для четырех рук, а сам инструмент издавна до двадцати звуков. Благодаря росту популярности данного инструмента, появились пианисты-виртуозы, перевозившие фортепиано за собой.