Клавесин и клавикорд – предшественники фортепиано

Клавикорд – самый старый «родственник» фортепьяно. Первоначально он представлял собой ящик, в котором находилась клавиатура и струны. Струны были одинаковой длины, поэтому ящик был прямоугольный. Это был очень недорогой инструмент, судя по тому, что его могли позволить себе даже бродячие музыканты.

Со временем инструмент эволюционировал и приобрел ножки, форма его тоже изменилась в связи с тем, что струны стали делать разной длины. Механика клавикорда была схожей с механикой фортепьяно, клавиркод имел такую же динамическую клавиатуру, и сила звука напрямую зависела от силы, с которой ударяли по клавишам.

Клавикорд был довольно популярен. Для этого инструмента писали произведения Гендель, Бах, Гайдн, Моцарт и Бетховен. Иоганн Себастьян Бах создал для клавикорда 48 прелюдий и фуг, объединенных под названием «Wohltemperierte Klavier». На базе клавикорда мастера-музыканты решили наконец вопрос искусственного выравнивания полутонов и равенства диезов и бемолей. Однако, несмотря на это, клавикорд оставался инструментом для домашнего музицирования, поскольку не обладал достаточно громким для концертов звуком

Спинет – еще один клавишный инструмент, бывший популярным в XV, XVI и XVII веках. Спинет – вариация на тему клавесина с двумя или одной клавиатурой с 4-5 октавами. Клавесины и спинеты богато декорировались.

Сам клавесин был гораздо популярнее предыдущих двух инструментов, в особенности в Скандинавии, Англии и Франции. Инструмент имел разные названия – чембало, клавичембало, вёрджинел.

Клавесин крупнее спинета, хотя имеет ту же механику. В корпусе клавесина натянуты струны равной толщины, но разной длины, поэтому клавесин формой напоминает привычный нам рояль. Звук из струн извлекался с помощью кожаных язычков или оснований птичьих перьев. Они закреплялись на тангентах, которые управлялись клавишами и с помощью щипков извлекали звуки из струн.