Фортепианный звук и техника в джазе (проблемы джазового пианизма)

Вопрос о технике фортепиано в джазе стоял и стоит ныне – потому что такой инструмент не был создан в целях исполнения джаза. Огромное преимущество его перед прочими клавишными инструментами 18-го ст., которые были щипковыми с клавиатурой, и заключалось именно в том, что на нем извлекают певучий звук; поскольку изобретатель Кристофори – итальянец, и подход к певучести связан со школой бельканто, она возникла также в 18 ст.

О фортепианной шизофрении хорошо пишет джазовый критик Йоахим Берендт в «Das Jazzbuch». Он пишет следующее:

«…Поскольку сама история джаза начало берет с рэгтайма, а он явился пианистическим типом в музыке, можно сказать, джаз и начинается с рояля. В первых оркестрах, что шествовали по улицам Орлеана, рояля таки не было... Вследствие того, что просто невозможно тащить рояль за оркестром; но прежде из-за того факта, что игра на рояле не допускала никакого джазового звукоизвлечения, а оно, в принципе, могло заменить Hot – Horns.»

История фортепиано в джазовой музыке крутится вокруг таких «с одной стороны и с другой стороны».

Чем больше используется пианистическая возможность фортепиано, тем и менее инструмент будет способен выразить горячую фразировку Hot- Horns. Но, с другой стороны: пианист перенимает фразировку джаза, более явственно отбрасываются пианистические возможности инструмента – и до той степени, что любому знающему, что означает «виртуозность пианистическая» в европейской музыке, может показаться это настоящим «пианистическим самоубийством».

Из методик обучения на музыкальном инструменте именно фортепианная методика самая обширная и разработанная. Существуют разные подходы к пианизму, они связаны с традициями пианизма в странах – это и немецкая школа, и французская, и русская, и английская.