Уроки гармонии, обучение, замена аккордов

Сегодня будем говорить про аккордовые замены, которые являются важнейшей составляющей джазовой гармонии. Так как импровизация и прохождение темы повторяется вновь, чтоб разнообразить звучание применяют замену аккордов. Так, замена аккордов происходит по разным принципам. Однако самый главный принцип – взятие другого аккорда из той функциональной группы. И если пьеса в Си-бемоль мажоре, где первый аккорд – это тоника; потом доминанта, находящаяся на 3-ей ступени, то она идет непосредственно в субдоминанту на 4-ой ступени; так, доминанта к 2-ой минорной ступени, – доминанта шестой, которая ведет ко 2-ой минорной ступени; далее доминанта 6-ой ступени; 2-ая доминанта – это доминанта 2-ой ступени; главная доминанта 5-ой ступени уже в Си-бемоль мажоре. И первым претендентом на замену аккорда становится доминанта. Не будем использовать 1-ый доминантсептаккорд в данной пьесе Ре-7, ведь он заменяет уже главный доминантовый септаккорд. Ми-бемоль - новая тоника, которая находится на 4-ой ступени в Си-бемоль мажоре, а Ре-7 – доминанта 1-ой тоники, она уже сама по себе заменяющая доминанта. А в Ми-бемоль мажоре Ре-7 – седьмая ступень. Поэтому нормальная доминанта Ми-бемоль мажора – си-минор. Фактически должен звучать так. Наверное, именно так и было в оригинале. Это джазовый вариант, как раз по такой причине не станем трогать доминанту. Однако следующую ноту, то есть Соль-7, что ведет в до-минор, сможем заменить. Есть 3 вида доминант джазовой гармонии. Так, доминанта 5-ой ступени – простая доминанта; доминанта 7-ой ступени, что видим в Ре-7, которая ведет в Ми-бемоль; доминанта 2-ой пониженной ступени, что спускается вниз на полтона в новую тонику. Такая доминанта, фактически, находится на расстоянии в тритона от 5-ой ступени. Вместо Соль-7, ведущей в до-минор, играть стоит Ре-бемоль-7 – это тритон Соль-7.