Предки фортепиано

Зачастую люди, даже занимающиеся музыкой непосредственно, не задаются вопросом, что предшествовало современным инструментам.

Раньше всего как прадедушка фортепиано прославился полихорд. К примеру, монохорд – однострунный щипковый инструмент –помогал своему изобретателю Пифагору ставить опыты в области акустики. Говоря проще, это был прямоугольный ящик с одной струной, натянутой в середине.

А для находчивых музыкантов не составило труда усовершенствовать инструмент и создать аналогичный со множеством струн, тот самый полихорд.

Здесь и конструкторы были кто во что горазд, и исполнители извлекали звук то при помощи палочек, то пластинок, то просто пальцами струны цепляли.

Кардинальный шаг вперёд – изобретение клавишного механизма. Клавиатура была взята у органа, а механизм для передачи движения с клавиш на струны практически был создан заново, опираясь на практику полихорда.

Пластинчатые негромкие «многоструны» назвали клавикордом, а там, где струна щипалась специальной зацепкой, - клавесином.

Именно эти два инструмента и стали непосредственными предками фортепиано.

Клавикорды распространились приблизительно к 14-15 веку в Западной Европе благодаря бродячим музыкантам. Особенность - одинаковая длина струн, что создавало неудобство при настройке. Тогда появились струны разной длины, большего размера и на ножках.

Клавиатура стала динамической, то есть когда сила звука зависит от силы удара. На клавикордах создавали свои шедевры Бах, Моцарт, Гайдн и другие классики.

Позднее появился струнно-клавишный спинет, но наиболее популярным всё-таки стал клавесин, напоминающий современный рояль. Сначала он использовался для домашних выступлений, а позже зарекомендовал себя в качестве настоящего концертного инструмента.