Зачем роялю педали?

Чуть более ста лет прошло со времени изготовления первых фортепиано до установки на них левой и правой педалей в привычном для нас виде. Лишь к концу XVIII в. педали вошли во всеобщее употребление. Однако нельзя сказать, что в течение столетия не существовало аналогов правой и левой педалей как таковых. Интересно, что первым появился механизм, подобный левой педали рояля. Изобретатель фортепиано Б. Кристофори уже в 1726 г. стал применять для своих инструментов ручной рычаг, сдвигающий механизм вправо. При этом молоточки ударяли только по одной струне. (Отсюда и пошло обозначение una corda, или U.C., – одна струна, что и сейчас обозначает «нажать левую педаль».) Главным эффектом являлось изменение тембра, а второстепенным – более тихий звук. Область применения «левой педали» была аналогична смене регистров в старинных клавишных инструментах. Суть использования левой педали на современных роялях весьма схожа, главное - изменение тембра звука. (Заметим, что на пианино при этом тембр не меняется.) Единственная разница между старинным и современным механизмами заключена в том, что сейчас молоточек при левой педали ударяет вместо одной - по двум струнам.

Развитие правой педали шло более тернистым путем. Сначала это был опять-таки ручной рычаг для поднятия демпферов. При такой конструкции возможности применения правой педали были чрезвычайно ограничены. Интересно и то, что случаи, когда на фортепиано присутствовали одновременно обе педали исключительно редки.

Отчего же фортепианные мастера почти сто лет уделяли так мало внимания усовершенствованию механизма правой педали в условиях активно развивающейся конструкции инструмента? Причины кроются в самой музыке барокко. Ее сложная полифоническая ткань практически не нуждалась в педализации.

Однако, в постбарочной музыке, особенно к концу XVIII века, применение правой педали стало не столько желательным, сколько необходимым. И конструкторы стали искать новые решения. В 1765 г. появилась виберсовская версия правой педали – ножной коленный рычаг, расположенный под клавиатурой. Он работал от движения колена вверх.

С точки зрения современного исполнителя, это очень неудобная конструкция, ведь ее использование неизбежно ведет к некоторым зажатиям и напряжениям. Однако тогда это был большой шаг вперед, поскольку применить педаль можно было во много раз чаще. Правда, детальная или «запаздывающая» педализации практически исключались. В частности, на таких инструментах играли и Моцарт, и Бетховен. (Как, по-видимому, и на более совершенных.)

В скором времени – в начале 70-х годов XVIII века - в Англии стали достаточно широко применять фортепиано с двумя педалями, действовавшими аналогично современным. По сути, сам педальный механизм даже изобретать не потребовалось. Он (даже в более сложном технически исполнении) давным-давно применялся на клавесинах с ножным переключением регистров. Применительно к фортепиано данная конструкция педалей решила сразу все проблемы и принципиально не изменилась и по сей день.